Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 04:08

Сайт Филатовой Татьяны Александровны

Добро пожаловать!
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [1]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Популярные програм
Проверка
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Как писать сочинение по литературе

Как писать сочинение по литературе

1.Одно из главных правил, которое необходимо понять тем, кто пишет творческие работы, – тесная, даже неразрывная связь между содержанием и формой сочинения. Другими словами, содержание (тема и отобранный материал) не существует само по себе, а требует, чтобы ему придали определенную, соответствующую его характеру форму (жанр, стиль, объем, авторское отношение и т. п.).

 2.Знание содержания и проблем произведения – необходимейшее условие для создания хорошего сочинения.

 3. Умение ясно, четко, интересно построить письменную работу, изложить мысли по-своему, сделать ее непохожей на другие.

4. Краткость – достоинство, заслуживающее всяческой похвалы. Но только при обилии мыслей и полноте раскрытия темы.

5. В любом сочинении старайтесь (пусть очень кратко) ответить на вопрос: нет ли похожих (или, наоборот, совершенно непохожих) типов, случаев, характерных явлений в той жизни, в которой вы живете или жило недавно наше общество.

6. При работе над сочинением привлекайте все свои знания по истории, географии, живописи, музыке и т. д., которые так или иначе касаются темы.  Используйте собственный жизненный опыт.

7.Отлично, когда автор умеет найти похожего (а в некоторых случаях очень непохожего) героя из известного произведения и провести сравнение.

8.Возможно, если нужно кратко изложить тему, дать ее в такой конспективной форме: краткая мысль – подтверждение текстом и т. д.

9.Сами названия тем требуют разного способа письма. Сочинение о стихах может быть написано в лирическом стиле, а романе – в аналитическом.

10.План дисциплинирует ум и позволяет лучше отобрать материал, а также не дает отклониться от темы.

11.Для успешного написания важно продумать композицию (строение) работ.

12. Каждая тема требует своего вступления, своего начала:  лиричности и душевности, юмора, сарказма или возмущения. Можно найти подходящую цитату из того произведения, что анализируешь, или из другого этого же писателя, и оттолкнуться то неё.

13.«Конец – делу венец». Эти народная пословица хорошо подчеркивают важность заключения в сочинении. Сделать концовку яркой, запоминающейся, оттеняющей суть сочинения непросто. Существует несколько видов концовок: концовка-вывод, концовка-цитата, концовка – ответ на поставленный вопрос, концовка – постановка проблемы

13. Хорошее сочинение - это кропотливый труд. Сначала подбирается материал, формируются мысли. Затем они расставляются по местам, убираются повторы и заполняются «белые пятна», делаются связки. На третьем этапе оттачивается стиль, происходит отделка написанного, пока начало не станет интересным, конец эффектным, мысли ясными, переходы легкими и изящными.

14. Можно использовать уже написанные ранее ответы в качестве существенной части или даже основы сочинения. Для этого нужно определить, к какой именно формулировке темы они лучше всего подходят, и научиться придавать им соответствующую форму.

 

 

 

 

Оформление сочинений

Приводим некоторые требования к оформлению сочинения:

1. Желательно подобрать эпиграф, соответствующий теме.

2. Эпиграф пишется без кавычек. В конце эпиграфа под словами ставятся фамилия и инициалы автора высказывания (без скобок).

3. План составляется на черновике. В сочинении этого делать не требуется.

4. Примерный объем сочинения в 9 классе – 3–4 страницы, в 10–11 – 5–6 страниц.

5. Цитаты в сочинении берутся в кавычки. Фамилия автора указывается с соответствующим глаголом: сказал, отметил и т. п. Фамилия автора высказывания в скобки не берется.

6. Стихотворные цитаты берутся без кавычек, если этого не требует текст. Сочинение оценивается по следующим критериям:

1) соответствие теме и основной проблеме;

2) полнота раскрытия темы;

3) правильность фактического материала;

4) последовательность изложения;

5) отсутствие повторов, логических и стилистических ошибок (неправильных оборотов, неверно употребленных слов и т. п.);

6) ясность и понятность изложения;

7) грамотность оценивается по числу допущенных орфографических и пунктуационных ошибок.

 

 

В какой степени, до какого предела целесообразно цитировать разбираемое произведение. Можно указать следующие правила:

1. В домашних сочинениях разрешается шире пользоваться цитатами, чем в классных или экзаменационных. В последнем случае чаще всего получается не творческая работа, а подборка малосвязанных между собой цитат, так как времени обычно не хватает.

2. Количество цитат очень сильно зависит от формулировки темы и от особенностей произведения. Если вы анализируете поэтическое произведение, то цитаты будут занимать большое место.

3. Желательно разнообразить способы пользования цитатами: вставлять их в собственные фразы; наряду с большими пользоваться небольшими, из двух-пяти слов; передавать мысли автора в косвенной речи или путем пересказа; обрамлять цитаты (например, писатель заметил, обратил внимание, подчеркнул, смеется, грустит, иронизирует, замечает и т. д.).

 

 

Алгоритм работы над сочинением. (вариант 1)

Чтобы работа была хорошей, необходимо выполнить по меньшей мере три варианта.

Первый – изложить все мысли, которые пришли в голову по данной теме.

Второй – обработать эти мысли и записать их в нужной последовательности.

Третий – поработать над стилем (убрать повторы, неуместные слова и выражения, устранить неясности и сделать мысли более четкими, проследить за правильностью построения предложений, украсить сочинение эпиграфами, цитатами и т. п.).

Меньше вариантов может быть в случае (довольно редком), когда сочинение уже полностью сложилось в голове.

Привести мысли в порядок хорошо помогает план. Обычно он состоит (как и само сочинение, естественно) из трех частей: вступления, основной части и заключения. Могут быть и варианты. Рекомендуется в большинстве случаев, чтобы главная часть по размеру занимала не менее 2/3 сочинения.

 

Алгоритм написания сочинения (вариант2)

1. Определи, с чего начнешь писать сочинение (с яркой цитаты из произведения или критической статьи, с лирического признания, с риторического восклицания или вопроса, с короткого проникновенного описания назывными предложениями и т. д.).

2. Помни, какую роль играет вступление.

3. При ответах на вопросы плана используй свои знания по другим предметам, свой жизненный опыт.

4. Отвечай на вопросы свободно, непринужденно, как будто ты рассказываешь об этом в письме к своему близкому другу. Обращайся к книге только тогда, когда надо выписать цитаты или сослаться на какой-то факт. Пиши просто, по возможности приближай свою письменную речь к разговорной.

5. Каждый ответ на вопрос выделяй абзацем.

6. Пиши черновик на левой стороне двойного листа, чтобы на другой можно было при необходимости что-то вырезать, переставить, подклеить (для черновика ученики разнимают тетрадь на двойные листы).

Разумеется, это только немногие правила.

 

Памятка для успешного саморедактирования

Подумай:

1. Какова основная мысль или проблема твоего сочинения?

2. Правильно ли избран жанр сочинения, соблюдены ли его требования?

3. Выдержан ли соответствующий жанру стиль сочинения?

4. Верно ли раскрыта тема, соответствует ли заголовок содержанию?

5. Правильно ли построено сочинение, есть ли в нем все три части и переходы между ними?

6. Правильно ли выделены абзацы?

7. Все ли цитаты помещены уместно?

8. Какие предложения следует исправить, заменить, чтобы был язык ярче, а мысль выражена точнее?

9. Нет ли лишних слов, неправильных выражений?

 

Из чего складываются точность и глубина раскрытия темы.

Постановка проблемы.  Проблемный вопрос может стоять уже  в названии. Иногда тема описательная, тогда задача автора сложнее, он должен сам выбрать нужный аспект и явно или неявно сформулировать центральный вопрос своего сочинения. Проблема может быть слишком общая. Как и в любом произведении, здесь нужна завязка. Необходимо подвести к постановке проблемы конкретного сочинения, а далее – поставить ее и дать общий ответ. Это как бы введение. В основной части снова ставится проблема, но уже более узкая. Чтобы доказать свою точку зрения автор прибегает к разнообразным способам:

1) опора на сведения о прошлой жизни героя и внутренний конфликт с настоящим;

2) подробный анализ характера героини;

3) этот анализ идет как бы по нарастающей, а читатель подводится к выводу о неизбежности протеста против «заедания жизни», несвободы;

4) концовка – ответ на вопрос темы.

Таким образом, чтобы правильно раскрыть тему, можно, исходя из нее, поставить в начале сочинения проблему, которая будет полностью или частично совпадать с формулировкой темы или представлять только какой-то ее аспект (часть, одна линия). Проблема может быть поставлена сразу или в несколько этапов.  Затем в основной части все усилия направляются именно на то, чтобы раскрыть поставленный нами вопрос. Если проблема связана с личностью героя, необходима подробная его характеристика, которая позволит подвести к раскрытию идеи. Хорошо также сравнить его с другими персонажами, отметить мнение о нем автора, других действующих лиц. Можно привести высказывания литературных критиков. А заключение должно подвести краткий итог нашим рассуждениям.

 Особый способ раскрытия темы: через тесную связь творчества и личности автора анализируемого произведения и особенности восприятия его учащимися.  Разумеется, такой способ требует большой начитанности и эрудиции. Но и любой средний учащийся обладает определенным минимумом знаний, который он может и должен попытаться включить в сочинение.

 

Как отобрать материал к сочинению по творчеству писателя

1. Какие произведения этого автора вы уже читали раньше?

2. Какие из них имеют сходные мотивы с изучаемым?

3. Каково было ваше отношение к этому писателю до изучения анализируемого произведения, и как оно изменилось после?

4. Какие факты биографии писателя прослеживаются в указанном произведении? Как вам помогло знание биографии писателя, эпохи создания и обстоятельств написания произведения глубже понять его?

Исследовав все это,  выбери наиболее интересное и обобщи это во вступлении или в другом месте сочинения.

 

Как выделить главные мысли произведения

Один из важнейших предметов анализа – умение строить свою работу вокруг основных идей книги. Конечно, выделить главные мысли произведения (хотя бы одну-три) сложно. Здесь могут помочь критическая статья, послесловие (предисловие), примечания к повести или роману и т. п. Можно поискать, не сделал ли это сам писатель, высказав свои идеи прямо или через героев.

В зависимости от темы сочинения и произведения (особенно если оно большое и многоплановое) можно говорить об одной из ведущих или просто о достаточно важной мысли книги. Уже только поиск и формулирование таких положений дадут вам толчок к дальнейшим рассуждениям.

Итак, желательно выделять основные идеи произведения. Советуем для этого воспользоваться следующим вопросником:

1. Кто главный герой произведения? Выражает ли он мысли и идеи самого писателя? Выражают ли их другие герои?

2. Что стремится внушить автор читателю (какие мысли, оценки, подходы)?

3. Что говорится об этом в комментариях к произведению?

4. Можно ли в одном-трех предложениях передать, о чем и о ком рассказывается в нем?

5. Можно ли связать с указанными мыслями писателя какие-то факты его биографии или историю появления книги?

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: VictorFilatov (12.07.2015)
Просмотров: 306 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Флаг
Посещение
Погода
Вход на сайт
Фраза дня
Информер
Для комментов
Именины и имена
Веб-круг друзей
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024